Расширение горизонтов режиссера

Расширение горизонтов режиссера

Землятрясение в Токио в 1923 году

Землятрясение в Токио в 1923 году

Когда Куросава учился в средней школе, происходившее в большом мире, по его собственным словам, значило для него не больше, чем дождь и ветер для цветка в оранжерее. Но постепенно созерцательность уступила место более активной жизненной позиции.

В 1923 году Куросава не сумел сдать вступительные экзамены в выбранную им школу, и ему пришлось пойти в другую. Но ему повезло: там преподавали замечательные учителя. У юноши расширился круг интересов, он стал много читать, особенно полюбив книги японского писателя Доппо Куникиды и русского классика Ивана Сергеевича Тургенева. Именно в это время Куросава увлекся кинематографом.

Два события изменили ранее апатичного подростка. Великое землетрясение, 1−2 сентября 1923 года разрушившее несколько городов, включая Токио, показало ему мощь природной стихии. Мальчик увидел, во что превращается паникующий, бессильный человек. Семья Куросава не пострадала, но память о страшном бедствии оказала влияние на его последующее творчество.

Лето, проведенное вместе с семьей на родине предков-самураев в префектуре Акита, дало возможность Куросаве увидеть почти первозданную природу. Он зачарованно наблюдал, как вокруг него все движется и изменяется, оставаясь при этом единым целым. Ему были интересны и сельские жители, жившие в согласии с природой. Лето в Аките открыло новый этап в становлении личности будущего режиссера.

Закончив среднюю школу, юноша принял решение стать художником. Он начал посещать художественную школу «Досюся», где учился западному способу рисования, но в 1927 году в Токийскую художественную академию ему поступить не удалось. Зато в следующем году его картина, называвшаяся «Сейбуцу», попала на выставку «Ника». Впрочем, в живописи он так и остался любителем.