Эпоха работы в студии«PCL»

Эпоха работы в студии«PCL»

Акира Куросава на студии P.C.L. в 1935 году

Акира Куросава на студии P.C.L., 1935 год

В апреле 1936 года Куросава поступил на работу в студию «PCL» (с 1937 года кинокомпания «Тохо»), где попал в группу режиссера Кадзиро Ямамото. Впоследствии он называл его своим главным учителем: тот повлиял на становление Куросавы не только как постановщика, но и как человека.

Отношения их складывались необычно: когда молодой человек проходил собеседование, Ямамото завел с ним разговор не о фильмах, но о музыке и о живописи. Позабыв о времени, Куросава и Ямамото принялись с энтузиазмом обсуждать своих любимых художников, композиторов и исполнителей и проговорили до позднего вечера, хотя за дверью своей очереди ждали следующие претенденты. Таким образом, несмотря на огромный конкурс — порядка 100 человек на место, — прием Куросавы на работу произошел без каких- либо трудностей.

Ямамото считал своей задачей растить новое поколение режиссеров. Очень скоро он понял, что Куросава наделен недюжинным талантом, и считал своим долгом дать ему возможность развить свои способности. Маститый режиссер доверял своему ассистенту в моменты своих отлучек с киносъемок подменять себя. Ямамото позже вспоминал: «Он был гораздо требовательнее меня».

В то время как другие молодые помощники режиссеров на студии не слишком себя утруждали, у Куросавы не хватало времени даже на сон. Он стремился как можно скорее освоить профессию. Мало-помалу у него вырабатался собственный стиль. Ямамото, зная о неизбежных разногласиях между постановщиком и теми, кто с ним работает, настаивал, чтобы Куросава никогда не шел на компромисс и не зависел от чужого мнения. Молодой кинематографист выполнил завет своего учителя: впоследствии он прослыл «режиссером-диктатором».

Тогда же состоялось еще одно бесценное для будущего мастера знакомство. Нагахару Йодогава, работавший в рекламном отделе компании, стал в будущем видным теоретиком кино. Куросава и Йодогава подружились, сохранив добрые отношения до конца своих дней.

Кадзиро Ямамото дал своему ученику хороший совет: режиссер должен уметь писать сценарии, иначе картина обречена на провал. Куросава взялся за освоение этого искусства. Когда основная работа не заставляла засиживаться допоздна, он посвящал написанию сценариев все свободное время. Куросава подсчитал, что, если сочинять по одной странице в день, то всего за год получится довольно объемный текст. Бывало, он писал до рассвета. По созданным им сценариям снимались картины, а в 1942 году молодой режиссер наконец-то получил возможность снять фильм самостоятельно. В 1943 году на экраны вышла его первая лента «Сугата санзиро» (в советском прокате — «Гений дзюдо»). В ней снялся Такаси Симура — первый из тех, кто в будущем составит «команду Куросавы».