Становление мастера

Становление мастера

Афиша драмы режиссера «Самые красивые», 1944

Афиша драмы режиссера «Самые красивые», 1944 г

Работа над дебютной лентой происходила нелегко. Министерство внутренних дел Японии, осуществлявшее цензуру, раскритиковало ленту за ее излишне «западную» форму, особенно в любовных сценах. За Куросаву вступился признанный режиссер Ясудзиро Одзу, и фильм «пропустили». Картина очень понравилась зрителям. Так состоялся дебют Куросавы, принесший ему и коммерческий успех, и похвалу известного мастера.

Фильмы, снятые Куросавой во время и в первые годы после Второй мировой войны, объединены общей темой — судьбы людей, родившихся в период Мэйдзи (1868—1912).

Он соединял в своих работах элементы комедийного и приключенческого кино. Вторая работа режиссера, «Самые красивые» (1944), представляет собой эпическую драму о девушках, работавших на заводе во время войны. Чтобы задействованные в ленте актрисы вжились в образ, Куросава отправил их поработать на настоящем заводе и пожить в заводском общежитии. 22 мая 1945 года он женился на исполнительнице главной роли Йоко Ягути, а уже 20 декабря родился их первенец — Хисао.

Уже тогда режиссер прославился своей суровостью на съемочной площадке. Его фильм 1945 года «Наступающие тигру на хвост» — пример его жесткого стиля работы. Один из актеров как-то сказал, что подчас Куросаву просто боялись. Примерно в это время режиссера прозвали «Тенко», что значит «император».

Япония сильно пострадала во время войны, и люди шли в кино, чтобы хоть ненадолго забыть о трудностях. Картина 1947 года «Великолепное воскресенье» рассказывает о встрече влюбленных и их попытке, выбросив из головы проблемы, весело провести выходной день. Фильм воспроизводит атмосферу послевоенной Японии и трогает зрителя своим лиризмом. Сам Куросава позже отзывался о нем так: «Я хотел многое сделать, но все смешал в одну кучу». В последующие годы он все больше и больше экспериментировал.