На вольных хлебах

На вольных хлебах

Сцена из фильма «Телохранитель», 1961 г

Сцена из фильма «Телохранитель», 1961 г

Куросава тратил на свои постановки много времени и средств, что провоцировало конфликты со студийным начальством. Из-за этого режиссер в 1959 году создал самостоятельную кинокомпанию «Куросава продакшнз» и, чтобы встать на ноги с финансовой точки зрения, сделал ставку на доступность и развлекательность — но не за счет реализма и правдивости деталей. Для этого мастер взял добротные детективные романы американцев Дешила Хэметта и Эда Макбейна и перенес их на японскую почву. Так появились картины «Телохранитель» (1961) и «Рай и ад» (1963), занимательные, ироничные и потому вышедшие за рамки жанров, к которым они формально относятся.

В 1965 году режиссер создал фильм «Красная борода», одну из своих самых лиричных и добрых картин. Она рассказывает о бедняках, живущих в конце периода Эдо (в середине XIX века), и их лечащем докторе. Фильм получил несколько наград, в числе которых — приз за лучшую мужскую роль, присужденный Тосиро Мифунэ на Венецианском кинофестивале.

На съемочной площадке Куросава пользовался очень сильным освещением, испортившим ему зрение. Темные очки, которые он, кажется, никогда не снимал, режиссер начал носить именно с середины 1960-х годов. К моменту завершению тяжелейших съемок Куросава выматывался настолько, что оставался почти без сил. По словам знавших его людей, такое состояние продолжалось у него по нескольку месяцев. Это и понятно: ему уже исполнилось 55 лет.