Первый шедевр

Первый шедевр

Кадр из фильма «Расемон»

Кадр из фильма «Расемон»

Когда Куросава представил кинокомпании свои проекты декораций для «Расемона», начальство его не поняло и засомневалось: стоит ли вообще финансировать такую картину? Режиссер же, задумывая план ворот для начальной сцены, день ото дня мысленно увеличивал их. В итоге у ворот, выстроенных для фильма, ширина достигала тридцати, высота — двадцати, а проем — двух метров. При этом общий вид ворот в картине не требовался: зритель видит лишь их части. Тем не менее, Куросава настоял, чтобы ворота были сооружены целиком.

Режиссер всегда обращал первостепенное внимание на составлявшие общую картину детали. Немало сил он тратил и на декорации: на съемках «Расемона» при помощи пожарных шлангов Куросава создавал иллюзию проливного дождя, а чтобы он контрастнее смотрелся на черно-белом экране, добавлял в воду чернила. Направляя камеру прямо на солнце — в те годы это считалось невозможным, — он показывал, как лучи пробиваются сквозь листву. «Расемон» стал первым фильмом, снискавшим Куросаве международное признание. Свой бескомпромиссный поиск образов режиссер продолжал всю жизнь.