Верность собственному стилю

Верность собственному стилю

Рабочий девиз Куросавы звучал так: «Будь смелым, как ангел, и придирчивым, как демон». Через четыре года после «Расемона » — своего мирового дебюта — он приступил к съемкам «Семи самураев». Работая над сценарием, он сочинил не только биографии для каждого значимого персонажа, но и разработал их психологические портреты — какую одежду герой носит, какую пищу предпочитает и так далее.

Картина «Семь самураев» снова оказалась беспрецедентной по дороговизне постановкой Куросавы: ее бюджет в разы превышал стоимость обычных фильмов, производившихся в те времена студией «Тохо». Работа шла около года. Опасаясь, что студийное начальство вмешается в ход съемок, Куросава оставил сцену финального сражения напоследок. По его словам, он предпочел бы быть уволенным, чем пойти на малейший компромисс. Кстати, актер Сейдзи Миягути, чей персонаж Киудзо виртуозно владеет мечом, в реальности совершенно не умел фехтовать. Его экранное мастерство рождено ракурсом съемки и сложнейшим монтажом. Начальство выражало недовольство, заставляло Куросаву показывать уже отснятый материал. Увидев, как гениально играет в фильме Мифунэ, продюсеры убедились, что режиссеру нужно позволить работать так, как он хочет, и неважно, сколько стоят постановки подобного размаха.

Позицию руководства можно понять: в их интересах было снизить затраты на производство, чтобы получить максимальную прибыль. Противостояние между финансовой реальностью и творческой мыслью неизбежно. Но Куросава считал, что ни при каких условиях он как автор не имеет права предавать свое детище. Если того требовали съемки, он сам промокал насквозь под проливным дождем, дрожал от холода или жарился под палящим солнцем.

Тосиро Мифунэ в фильме «Семь самураев»

Тосиро Мифунэ в фильме «Семь самураев»