Куросава и мировой успех японского кино

Историю всемирного признания Куросавы можно проследить, взглянув на хронологию наград, полученных им на кинофестивалях разных стран.

Японское кино в целом и фильмы Куросавы в частности стали известны Западу в первую очередь благодаря старейшему в мире Венецианскому фестивалю, проводящемуся с 1932 года. Он — наряду с Берлинским и Каннским — относится к тройке самых престижных смотров мирового кинематографа. Присуждение в 1951 году фильму «Расёмон» «Золотого льва» стало первой победой японского кино на международном киноконкурсе, его своеобразным мировым дебютом. В последующие годы японские постановщики не раз завоевывали там первые места, но начало этому процессу положил не кто иной, как Куросава. Из его последователей наибольшего успеха добился Такэси Китано.

Крупнейший в мире Каннский кинофестиваль зародился в 1946 году. Первым японцем, получившим «Гран-при», стал Тейносуке Кинугаса за фильм «Врата ада». Куросава же ждал победы в Каннах до 1980 года, когда он получил «Золотую пальмовую ветвь» за картину «Тень воина».

Берлинский кинофестиваль, проводящийся с 1951 года, по авторитетности считается вторым после Каннского. Здесь японское кино впервые признали в 1953 году, а Куросава взял там приз в 1954 году за ленту «Жить». Вслед за ним побеждали на фестивале и другие японские постановщики.

Год Фильм Источник и/или автор
1945 «Наступающие тигру на хвост» Пьеса театра кабухи «Кандзинто», пьеса театра но «Атака»
1949 «Молчаливая дуэль» Пьеса Кацуо Кикута
1950 «Рэсёмон» Акутагава Рюноскэ «В чаще»
1951 «Идиот» Федор Достоевский «Идиот»
1952 «Жить» Лев Толстой «Смерть Ивана Ильича»
1957 «Трон в крови» («Паучий замок») Уильям Шекспир «Макбет»
1957 «На дне» Максим Горький «На дне»
1961 «Телохранитель» Дэшил Хэммет «Кровавая жатва»
1962 «Отважный Сандзюро» Сюгоро Ямамото «Мирные дни»
1963 «Рай и ад» ЭдМакбейн «Королевский выкуп»
1965 «Красная борода» Сюгоро Ямамото «Красная борода»
1970 «Под стук трамвайных колес» Сюгоро Ямамото «Бежит по нашей улице трамвай»
1975 «Дерсу Узала» Владимир Арсеньев «Дерсу Узала»
1985 «Смута» Уильям Шекспир «Король Лир»
1991 «Августовская рапсодия» Мурата Киёко «Августовская рапсодия»
1993 «Еще нет» Рассказы и автобиография Хияккен Утиды

Очень престижной наградой в кинематографе считается статуэтка американской Киноакадемии. Церемония вручения «Оскара» широко освещается прессой всего мира. Если на вышеуказанные фестивали отбираются образцы так называемого «авторского кино», то американцев интересуют в первую очередь фильмы, рассчитанные на массовую аудиторию. Поскольку главный производитель в данной области — Голливуд, то европейские и азиатские постановщики нечасто попадают в зону внимания Академии. Впрочем, японские фильмы нередко брали награду в номинации «лучший иностранный фильм, показанный в США». Среди них — фильмы Акиры Куросавы «Расёмон» (1952) и «Дерсу Узала» (1976). В 1986 году «Смута» получила приз за «лучшие костюмы». В 1990 году, после выхода фильма «Сны», Куросава был удостоен «специальной награды», ранее достававшейся только Чарли Чаплину и Микки Рун и. Хаяо Миядзаки в 2003 году взял «Оскара» за полнометражный мультипликационный фильм «Возвращение кота».